Для своего режиссерского дебюта в театре Моссовета Марк Вдовин выбрал пьесу современного канадского драматурга и писателя Николя Бийона «Песнь слона». В биографии драматурга это самая известная на сегодняшний день пьеса, а постановка Марка Вдовина – первая в России.
История балансирует между мелодрамой и детективом. В сущности, она очень незатейлива и прямолинейна. Из психиатрической клиники таинственно исчезает один из сотрудников – некий доктор Лоуренс, и единственный человек, который знает, где находится доктор – пациент этой же клиники Майкл. Юноша спокойный и не буйный, однако, с болезненной привязанностью к слонам. Директор больницы доктор Гринберг хочет всеми возможными способами выяснить у Майкла, что тому известно и найти пропавшего.
Вся пьеса – о возможности словами прикрыть одиночество жизни. Герои рассказывают свою историю, на самом деле, для того, чтобы услышать самих себя. За жесткостью и целеустремленностью Гринберга (Дмитрий Савкин) – задерганность и усталость, скучная семейная жизнь и работа, которой он глушит свое домашнее неустройство. За мягкими словами пациента Майкла (Павел Усачев) – история жизни никому не нужного и нелюбимого ребенка. В резких рваных репликах медсестры мисс Петерсон (Лилия Волкова) – одиночество, неустроенность и сложное материнско-женское чувство к Майклу.
Конгломерат эмоций распределен по узкой сцене. По обеим сторонам сидят зрители, и яркий белый больничный свет не дает возможности никуда спрятаться, что-нибудь утаить. Приходится выдавать себя – в эмоциях, страхах, жестах. В одном отдельно взятом кабинете одной отдельно взятой клиники происходит встреча трех людей в пространстве боли, обид и отсутствия любви.
Собственно, на этом пафосная и глубокая часть спектакля заканчивается. Пьеса Бийона для театра практически идеальна: реплики аккуратно чередуются, монологи каждого героя нужной длины, все вовлечены в действие, сюжет приятно сочетает возможность лирики и детективного напряжения, а смысл прекрасно созвучен сегодняшнему времени банальностей. В ней ничего не отвлекает от главного: нужно любить своих детей, близких и, по возможности, дальних, потому что все мы люди, жизнь – это хрупкий яркий огонек свечи в глубоком мраке смерти и возможного небытия. В общем, от всего того, что сейчас густым потоком льется и бесконечным валом сыпется из соцсетей и прочего интернета. Вся эта наивная философия призвана заставить глаза зрителей увлажниться, сердце дрогнуть, мозг задуматься, а тело рвануть выполнять заветы любви и заботы о ближнем.
Аскетичность оформления (художник – Анна Агафонова), белый свет, сцена, открытая со всех сторон, накладывают определенные требования и на актеров. Играть в таких условиях можно либо приглушенно и почти что вполголоса, либо крупно, немного нарочито. Участники очень стараются, подчеркивая жесты, интонации. Волнение заметно, видно, что и сама пьеса нравится, поэтому, по мере сил, удручающе прямолинейные сентенции автора исполнители пытаются смягчать обаянием своих героев. Но развернутся в этом пространстве особенно негде. Роли не предполагают особой сложности, сюжет – ответвлений, детективная линия, сделав пару несложных кульбитов, разрешается ко всеобщему облегчению. Дальше пьеса возвращается в основное русло рассуждений.
Вообще для режиссера балансировать между попытками высказать глубокую мысль, сделать качественную мелодраму и продемонстрировать ансамблевую игру – дело трудное, все время что-то заваливается. Вот и «Песнь слона» получилась пока что немного нескладной. В ней случаются крены либо в приятную игру одного актера: Павел Усачев очень хорошо играет душевнобольного любителя слонов Майкла Аллена – его герой очень обаятелен и трогателен в своем детской непосредственности и умении бестрепетно говорить правду и не рефлексировать по поводу того, как он выглядит в глазах окружающих. От актерской игры пьеса кренится в сторону назидательности о любви и жизни. Искупает такое шатание общее настроение дебюта и, пока еще простительная, растерянность первой постановки. Но, сама попытка в нашем, все более агрессивном и стремительно глупеющем мире, рассказать о хрупкости и важности человеческой жизни – заслуживает и внимания и уважения.
Больше новостей
08 марта
Театр представит спектакль по пьесе Алексея Арбузова
Театр Моссовета приглашает на лирическую комедию с простым и жизненным сюжетом.
18 февраля
Театр Моссовета расскажет «Как важно быть серьезным»
Постановка «Как важно быть серьезным» - комедия, превращающая жизнь в праздник.
05 февраля
На московской сцене покажут пьесу «Человек в закрытой комнате»
Театр имени Моссовета приглашает зрителей на премьерные показы спектакля «Человек в закрытой комнате».
29 января
В Петербург привезут «Соло для часов с боем» и «БЕСприданницу»
В 4 и 5 февраля 2023 года состоятся показы спектаклей Театра Моссовета в городе Санкт-Петербург.
17 января
«Циников» покажут в Моссовете
Театр имени Моссовета приглашает на спектакль «Циники» по роману русского писателя-имажиниста Анатолия Мариенгофа.
10 января
Изящная костюмная мелодрама на сцене Моссовета
Московский Академический театр имени Моссовета приглашает на спектакль по мотивам одноименного романа Шодерло де Лакло.
26 декабря 2022
«Карлсон» вновь появится на сцене театра Моссовета
Весёлая музыкальная постановка по книжкам Астрид Линдгрен перенесёт взрослых в ностальгический мир детства, а детей увлечёт приключениями.
19 декабря 2022
В Театре Моссовета покажут обновленный спектакль «Васса»
Режиссер Сергей Виноградов представляет обновлённую версию спектакля «Васса».
11 декабря 2022
В Театре имени Моссовета представят «Сны Пенелопы»
Театр имени Моссовета приглашает на спектакль «Сны Пенелопы» по пьесе драматурга из Донецка Алексея Куралеха.
28 ноября 2022
«Человек в закрытой комнате» — премьера в театре имени Моссовета
Спектакль театра имени Моссовета – первая постановка этой пьесы на столичной сцене.
25 ноября 2022
Спектакль «Восемь любящих женщин» покажут в Иркутске
В Иркутске пройдут «Большие гастроли» Государственного академического театра имени Моссовета.
17 ноября 2022
Пьесу “Дядя Ваня” в постановке Кончаловского покажут 25 ноября
25 ноября 2022 года зрителей театра им. Моссовета ждет спектакль Андрея Кончаловского по произведению А. П. Чехова “Дядя Ваня”.